В Токсово отметили Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

12 апреля, в здании администрации состоялась встреча главы администрации Кожевникова А.С., посвященная Международному дню освобождения узников из фашистских лагерей. Отметим, что сегодня на территории Токсовского городского поселения проживают 17 человек, которые были узниками концентрационных лагерей. В этот раз на встрече присутствовали 5 человек, многие не смогли принять участие по состоянию здоровья. В неформальной обстановке за дружеским чаепитием бывшие несовершеннолетние узники делились воспоминаниями о своем страшном детстве. 

Глава администрации искренне поздравил всех собравшихся с памятной датой и пожелал им крепкого здоровья, долголетия, мира и благополучия. Гостей также приветствовали и чествовали депутат Кучерявый М.Н., председатель Совета ветеранов Солопов В.И. В адрес ветеранов прозвучали слова признательности за бесценный вклад в общую Победу, за мужество и героизм. 

В конце мероприятия все участники — бывшие малолетние узники фашистских концлагерей получили подарки и, поблагодарив организаторов, пообещали обязательно дожить до следующего года, чтобы вновь собраться за чашкой душистого чая. 


В этот же день в МОУ "СОШ "Токсовский центр образования" состоялась тематическая встреча, посвященная памятной дате, на которую были приглашены ветераны. 

Педагоги и учащиеся школы подготовили презентацию о трагических событиях с показом документальной хроники, повествующей об ужасах фашистских лагерей. 

«Наша история – это не один учебник, а года героической повести, и одними из героев этой повести были в свое время Ляпушева Антонина Дмитриевна и Митрофанова Надежда Петровна. Этим людям довелась нелегкая доля. И не дай бог кому-нибудь из нас даже чуть-чуть прикоснуться к вот такому несчастному детству, - отметила учительница, предваряя выступление ветеранов. - Поэтому чтите, что сейчас мы живем в мирное, хорошее для вас время!» 


Митрофанова Надежда Петровна: 

«…Мне, наверное, лет 5, 6-й был. Который постарше народ – угоняли на работу, а дети, старики… Есть, конечно, хотелось страшно, все хотели кушать. Плакать уже не было ни сил, ничто... Ну, работа и нам находилась. Простите, но ни бани, ни мытья не было. И в таком месте, конечно, все были вшивые. Вот когда угоняли всех на работу, и нас просили бабушки-дедушки – вот мы работали, искали вшей у них: и в одежде, и везде, а самое страшное, когда в носках надо было искать – так у нас даже пальчики болели от этого всего. Вечером пригоняли рабочий народ - и вот только тогда один раз нам привозили еду. Я хлебушка не помню, не знаю…Но вот красная капуста и брюквенная баланда. Вот это покушали, и все... Конечно, мы жили так долго. Болели, и умирали… До сих пор я не могу понять, как отец сохранил в концлагере иконы. И когда нашим передавали, он опомнился, что мешка с иконами нет. Мы ему говорим: «Папа, не ходи никуда, убьют тебя». А он: «Нет, я не оставлю свои иконы, я пойду к офицеру». Офицер попался человечный, пошли, нашли иконы…» 

Ляпушова Антонина Дмитриевна: 

 «…Из нас хотели сделать рабочую силу для фашистов, для Германии. И старались так, чтоб мы забыли свою Родину. 

Каким образом? Да очень просто! Во-первых, нам есть не давали, во-вторых, нас били. У меня у мамы было 4-ро детей. Мне три года, еще помладше был и постарше. Надо было работать. А работали там с утра до вечера. Кормить нас не кормили. Я 1,5 года отбыла: в 42-м нас забрали и в 44-м, в октябре, нас вернули на Родину. Чтобы вернуться на Родину – представляете, что там было – я не могла разговаривать, не могла ходить. 1,5 года издевательств над жизнью – это много значит! Меня заставляли готовить всем пищу, печку содержать 24 часа в сутки, я обязана была подкидывать дрова в печку, чтобы пламя печи не потухло. И я делала это. А нет – значит, подходили и, знаете как, – по затылку дадут. И то ли ты сидишь, то ли ты упадешь. Если упадешь, тебя тут же поднимают за шиворот, и тут же садят, тут же полено дают тебе в руки и показывают «пихай». Ну как видите – выжили! Прошли…этот ад…Как было страшно! Ну не буду говорить о том голоде, который…вот сейчас говорят, крапива – это хорошая пища, зеленая крапива, это витамины. А мы крапивы не могли найти, просто не могли найти. Ее съедали те, кто мог ходить, ползать. Мы питались гнилой картошкой, которая вот весной – то, что осталась на поле, там одна гниль, ни крахмала, ничего нет, - собирали, лепешки пекли, сосали эти лепешки. Мать спечет на плите, на такой русской, и в рот запихнет - и соси, только не плачь, только не плачь…Никто нам не разрешал ни смеяться, ни плакать…ну а после войны, вы думаете, сладко? Мы пришли: все дома разрушены, все деревни разрушены, ничего-никого нет – ну не знаешь, куда голову приткнуть. Понимаете, прожив это время…сейчас хорошо, ребята, живется, живется хорошо. Даже то, что мы прожили – я иногда не верю, что мы живы и у нас есть такие условия. Обуть-одеть есть чего, поесть-попить есть чего. Единственное что - чтобы между людьми была дружба, счастье и любовь, всех и вся. Если вы будете любить друг друга, своих родителей, значит, у нас на земле будет мир и благополучие!…»


НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН, ДОРОГИЕ ВЕТЕРАНЫ!