О былом Токсове и не только.

О былом Токсове и не только.

 

16 ноября по инициативе заведующей школьной библиотекой Бардак Т.И. в Токсовском центре образования состоялась встреча учеников 9-10 классов, читателей Рапполовской сельской и Токсовской поселковой библиотек с автором книги «Былое Токсово» Андреем Пюккененом.

Перу председателя Пушкинского отделения общества «Инкерин Лиито», постоянного обозревателя журнала Народно-Трудового Союза Российских Солидаристов (НТС) «Посев» Андрея Юрьевича Пюккенена принадлежат многочисленные публикации в различных изданиях, посвящённых истории, культуре и современной жизни ингерманландских финнов, он один из первых исследователей истории ингерманландских финнов в годы Гражданской войны 1918-1920 годов.

Детство и юность краеведа и журналиста связаны с холмами, озёрами, легендами и тайнами земли токсовской, не прекращается эта связь и ныне, побуждая Андрея Юрьевича вновь и вновь возвращаться к разговору о родном крае.

Так было, когда Андрей Юрьевич знакомил своих читателей с евангелическо-лютеранским приходом Токсово; когда рассказывал об удивительной и драматической жизни ротмистра российской императорской армии, героя гражданской войны в Финляндии, руководителе вооружённых сил непризнанной Республики Северная Ингерманландия (со столицей Токсово), полковнике Георгии (Юрьё) Эльвенгрене.

И вот – третье возвращение Андрея Пюккенена в Токсово.

Вчитаемся в первое письменное упоминание о Токсове, когда в 1478 году пал «господин Великий Новгород» и земли его отошли великому князю Московскому Ивану III (дeду Ивана IY – Грозного). В 1500 году государевы писцы Дмитрий Китаев и Никита Губа сын Моклокова доносили мытарям в «налоговую инспекцию»:

«Деревня Токсово Килино у озера у Токсова. Двор Федко Офонасов; сеет ржи три коробьи,1 а сена косит двадцать копен, обжа.2 Деревня Токсово же Мундуева гора. Двор Михаил Васьков, сын его Омельянко, брат его Селиванко, сеют ржи четыре коробьи, а сена косят десять копен, обжа. А доход с обеих деревень восемь денег3, две бочки4 пива, два пятка льну, два сыра, два блюда масла, а из хлеба треть5».

…В своей новой книге Андрей Пюккенен повествует о малоизвестных страницах истории посёлка и его окрестностях, рассказывает об известных финских писателях, уроженцах Токсова, произведения которых никогда не издавались на русском языке, представляет вниманию читателей материалы шведских и финских архивов, иллюстрирующих жизнь Токсова в XYII веке, когда невские земли входили в состав Швеции.

…Полтора часа Андрей Пюккенен «водил» участников встречи, читателей, небезразличных к истории своего края, по «дорогам» и «тропам» былого Токсова.

Но сколько ещё токсовских «троп» и дорог» остаются нехожеными, сколько ещё ждут своих исследователей? Своего часа ждёт местечко Койрангакангас близь Токсова, на юго-западном берегу оз. Хепоярви, где на площади чуть больше квадратного километра захоронено около 50 тысяч невинно расстрелянных человек, среди них и учитель  труда Токсовской школы, и внук выдающегося русского художника Ильи Репина Дий Репин…

Неисчерпаема история Токсова! Каждый исследователь открывает в ней новые и новые тайны. И это несмотря на то, что многие исторические места Токсова новоявленными толстосумами уничтожены безвозвратно: нет больше Чёртового камня, исчез камень с вензелем Петра I, срыта с лица земли Понтусова гора, засыпан Петровский канал, изуродована водонапорная башня у вокзала, угроблена Долина Уюта…

С болью участники встречи говорили о том, что ещё каких-то 50 лет по Токсову водили экскурсии, а токсовчане гордились своим посёлком.

«Что ждёт наш посёлок  завтра?» – задавались вопросом читатели.

С удовлетворением было встречено сообщение, что новое руководство Муниципального образования решительно настроено на спасение оставшихся исторических уголков Токсова. Исполняющий обязанности Главы администрации Александр Христенко совершил рабочий объезд исторических мест посёлка и дал поручение окадастрить, привести в порядок, огородить и взять под охрану остатки шведского кладбища, на месте бывшей деревянной кирхи установить памятный лютеранский крест, обозначить каменными бабами стоянки древних людей…

После посещения школьного историко-краеведческого музея Героя Советского Союза Петрова В.Я. было чтение стихов токсовского поэта, бывшего главного лесничего Токсовского парклесхоза Константинова П.И.

Стихи звучали в исполнении автора:

Мой тайный мир, мир светлых грёз!

Как хорошо среди берёз

Сюда от мира удалиться,

От мира злобы и угроз,

К стволу берёзки прислониться.

Душой и думою с ней слиться,

Решить иль зачеркнуть вопрос:

Доколь добру со злом водиться,

Доколе будет зло глумиться?

 

 

***

Что твориться с тобой, моя Родина?

Ты совсем обезлюдила, Русь,

Бездорожная, в тех же колдобинах,

И полей позаброшенных грусть,

Русской песней давненько не бужена.

Всё ты дышишь под выборный гуд –

Оклеветанная и недужная –

Поцелуем запёкшихся губ…

 

Примечания Кудрявцева В.И:

1 –« Коробья», – мера, равная примерно 200кг.

2 – «Обж» – единица пахотной площади, «когда один человек на одной лошади пашет; три «обжи» равны «сохе». «Соха» – это «кто на 3-х лошадях и сам третий пашет»

3 – «Денга» – 216 доля рубля. На одну денгу можно было купить 20 кг ржи

4 – «Бочка» – примерно 400 кг.

5 – «Треть» – треть бочки

 

Владимир Кудрявцев