Музыкальная феерия в Токсово

В прошедшие выходные Токсово стало площадкой для проведения необычного фестиваля под общим названием "Музыка на воде". Не думайте, что музыканты плавали в озере и одновременно играли. Всё гораздо проще. Дело в том, что в давние времена было принято устраивать концерты или просто музицировать вблизи от открытых водоёмов: на берегу озера или реки, неподалеку от фонтана или водопада. Вода – прекрасный резонатор, и звук, отражаясь от её ровной или волнистой поверхности, приобретал новые, неожиданные эффекты. Один из композиторов прошлого, а именно Георг Фридрих Гендель, так и назвал одно из своих сочинений: "Музыка на воде".

Идея токсовского фестиваля родилась именно из этой традиции. Токсово – посёлок, построенный на пересечении холмов и водных гладей, здесь музыка, летящая с суши, эхом отражается от воды. В фестивале были задействованы три точки: православный Собор св. Архистратига Божия Михаила, лютеранская церковь св. Александра и озеро Вероярви, что в переводе с финского называется "Кривым".

В первый день, а именно 16 августа в 12:00 в живописной лощине, обрамлённой с трёх сторон зеленовато-жёлто-серыми, пёстрыми, как яшма, холмами, образующими естественный амфитеатр на берегу Вероярви, состоялось открытие фестиваля, "Променад-концерт", как его назвали авторы проекта, подразумевал реанимацию старой традиции, когда во время гуляний в парке или на набережной играл духовой оркестр. На этот раз токсовчан услаждал звуками популярных мелодий известных авторов (Вебера, Вагнера, Брукнера и др.) духовой ансамбль St.Peter Corn Quartett, в составе которого совсем ещё молодые артисты – студенты Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова (Н. Евтихов, З. Кацман, А. Куйбеда и В.Музыка) уже имеющие, тем не менее, солидный опыт концертной работы в различных оркестрах Санкт-Петербурга (в том числе знаменитой Маринки).

Напуганные ненастьем, токсовчане поначалу робко, прячась за огромными разноцветными блинами зонтов, прокрадывались к сцене, на которой стояли музыканты. Однако с каждой минутой люди становились всё смелее. Народ прибывал. А вскоре тучи рассеялись, и вот уже солидная толпа любителей духового оркестра стоит перед свежеструганной сценой и благодарно хлопает музыкантам.

А вечером в лютеранской Кирхе состоялся ещё один необычный концерт. Международный симфонический оркестр под управлением Михаила Голикова исполнял музыку Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта и М. Бруха. В 5-ом фортепианном концерте Бетховена солировал Владислав Пейсахов. Блестящая виртуозность этого пианиста, присущие ему вулканическая энергия и поистине оркестральная мощь звучания позволили ему передать сверхчеловеческую силу и глубину музыки великого Бетховена. Одинокий, немощный, нищий композитор как никто другой демонстрирует в своём творчестве победу духа над косной материей, победу гения над обывательской плесенью.

Увертюра Моцарта к опере "Свадьба Фигаро" – блестящее, искромётное, брызжущее энергией произведение. Повинуясь взмахам дирижерской палочки, оркестр сыграл её на одном дыхании, оставив у слушателей впечатление молниеносной вспышки моцартовского гения.

Скрипичный концерт М. Бруха – единственное известное произведение этого немецкого автора. Очень яркая и эмоциональная субстанция его творения, наполненная музыкальных "спецэффектов", хоть и несравнима с музыкой венских классиков – Моцарта и Бетховена, но всё же не может оставить равнодушным современного слушателя. Тем более, что исполнял этот концерт один из самых перспективных молодых музыкантов, лауреат международного конкурса Андрей Баранов, и исполнял не на каком-нибудь заурядном инструменте, а на скрипке великого Страдивари. Слушатели в полной мере оценили великолепное звучание этого инструмента!

В воскресенье, 17 августа, ровно в полдень над холмами, лугами и озёрами Токсова разносились праздничные колокольные перезвоны, родившиеся на колокольне Собора св. Архистратига Михаила. А в три часа дня на холмах озера Вероярви, «отбитых» токсовчанами от коттеджной застройки, состоялось итоговое представление фестиваля.

В программе, предложенной зрителям, оно было обозначено как "музыкальный перформанс". Если мы обратимся к словарю, то увидим, как много значений у этого слова. Пожалуй, наиболее подходящими для данного случая являются два из них: "действо" и "игра" художника или группы в определённом месте».

Последовательность музыкальных номеров, кажущаяся спонтанной, на самом деле была тонко спланирована и отрежиссирована опытной рукой. Вслед за колокольными перезвонами (передвижной звонницей Владимирского Собора, переправленной на берега Кривого озера, управлял Владимира Степанов) раздались нежные гусельные переборы. Под пальцами великолепного мастера Максима Анухина этот хрупкий инструмент порой звучал завораживающе, а порой громоподобно. Ещё не стихли звуки гусель, как далеко на озере раздалось протяжное пение. Три лодки с музыкантами, держащими в руках венки и зажжённые факелы, причалили к берегу. Из лодок вышли участники фольклорного ансамбля консерватории, ансамбля "Новина" и дуэта "Корела". Под звуки песни они медленно прошествовали к сцене, после чего продемонстрировали публике ряд хороводов, инструментальных номеров и плясок. Публика, собравшаяся на склонах холмов, с интересом наблюдала за игрой Ильи Доброхотова и Елены Ведайко (дуэт "Корела") на диковинных инструментах: кантеле, йоухикко и нюккельхарпе.

Но вот опять полились гусельные перезвоны из-под пальцев Гудимира – Максима Анухина, и музыканты медленно ушли к озеру. Там они снова сели в лодки и уплыли под звуки протяжной русской народной песни.

Звук гусель сменился ласковым пением флейты: это Людмила Минкина, спускаясь с вершины горы, наигрывала на рожке нежную пастушью мелодию. На её голос сбежались дети. Одетые в праздничные народные костюмы, они звенели колокольчиками и бубенцами, а затем исполнили на флейтах сказочно прекрасный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" (Хор "Слетались птицы" в переложении О.П.Минкиной). Задорный и чуть фальшивый свист птиц (что придавало ему ещё больше аутентичности, т.е. природной достоверности) и звонкая дробь дятла (исполненная на "коробочке"), сменились задорной детской пляской. Аккомпанируя себе на трещотках, бубнах и ксилофоне, дети лихо сплясали "Камаринскую" Чайковского. Особенно отличился Саша Ольдберг, весьма профессионально и темпераментно отчебучивший русскую "присядку".

Кульминацией программы стало выступление артистов Мариинского театра: дипломанта международного конкурса Алексея Дмитрука и лауреата международных конкурсов Натальи Андреевой. Первый спел знаменитую песнь Левко из оперы Римского-Корсакова "Майская ночь", вторая – колыбельную Волховы из оперы "Садко" того же композитора. В заключении прозвучал дуэт Виолетты и Альфреда из оперы Верди "Травиата". Это хотя и несколько нарушило преимущественно "русскую" "былинную" стилистику представления, но зато несказанно порадовало всех слушателей: уж коли к нам приехали гости из знаменитой Мариинки, так уж как тут обойтись без Верди?! Бурные аплодисменты и крики "браво!" стали наградой молодым певцам.

А затем снова забили, запели, загудели колокола, и далеко и долго разносились их перезвоны над холмами и просторами озера Вероярви.

Люди неохотно вставали со своих мест и благодарили организаторов за те сказочные впечатления, которые они пережили за последние два дня. Организаторы в свою очередь выразили благодарность советнику главы администрации Токсовского ГП Александру Христенко, который оказал посильную помощь в организации мероприятия, а также администрации поселения, благодаря которой музыкальный праздник в Токсово стал возможным.